Форма авторизации
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
28 июня 2016

Способы взаимодействия с аудиторией

Взаимодействие с аудиторией - как танец. То ты двигаешься настойчиво и ты ведешь. То кажется, что двигаешься спиной вперед и инициатива перехвачена. Однако если ты держишься ритма, чувствуешь динамику и владеешь вниманием, то управляешь ситуацией. Разберемся, какие способы взаимодействия с аудиторией существуют. 

Условно можно разделить весь репертуар способов взаимодействия на две большие группы приемов - вербальные и невербальные. Невербальное - это воздействие несловесное, вне зависимости от материала или вашего текста. Вербальные же приемы - это все, что мы произносим или слышим в ответ.

Перечислю сначала самые простые и действенные способы невербального воздействия на аудиторию. 

Изменение громкости. Пожалуй, первое, что приходит на ум, когда встает вопрос о привлечении и удержании внимания аудитории. Да, очевидно, что начав говорить громче, мы получим порцию внимания. Но если это продолжать делать долго, в дело вступит психофизиология: сначала наступит адаптация (привыкание к силе звука), потом придет утомляемость, а в итоге получим раздраженность. Варьируйте громкость, говорите то громче, то тише, не будьте однообразны даже в этом. 

Перемещения перед аудиторией. Не имеет значения, выступаете ли вы на сцене Олимпийского, где от края до края может быть по 20 метров, или презентуете проект в переговорке, где едва разместились двенадцать сотрудников компании. В обоих случаях вам точно понадобятся движения и смена положения. Нет, бегать и носиться по залу как Валерий Леонтьев не стоит, но сменить хотя бы пару раз свое местоположение совершенно не будет лишним. Проще всего сделать это, встав на уровне края экрана, чтобы не загораживать слайды; вступление провести с одной стороны экрана, а на «входе» в основную часть вы делаете 2-3-5 шагов (зависит от растсояния) и встаете на уровне другого края экрана. В ходе заключения повторяете это, возвратившись на исходную точку.  

Вербальные приемы можно также разделить на две подкатегории: приемы вовлечения и стоп-приемы. Стоп-приемы - это действия спикера, направленные на торможение зрителя. Торможение как слишком высокой активности (когда много вопросов или много личных историй/примеров, которые расходуют время), так и агрессивности по направлению к выступающему. Приемы вовлечения - это, наоборот, действия, благодаря которым зрители включаются и находятся в потоке вместе со всеми. Первоклассный спикер может кого нужно вовлечь, а кого нужно - притормозить. Рассмотрим еще три приема. 

Первый прием будет из области вовлечения. Это, пожалуй, «иерарх» приемов - вопросы в зал. Кто из нас не видел, как это делают другие, кто из нас сам не прибегал к этому способу, чтобы вернуть порцию внимания к себе. Это один из самых простых приемов, главное - понимать, для чего задается вопрос и какой ответ вам «нужен». Я бы рекомендовал почаще прибегать к такой разновидности вопросов в зал, как обращение к зрителю по имени. Во-первых, это почва для более плотного диалога. Во-вторых, имя - это ваш ключ к человеку, так легче будет завоевать его расположение к себе (и остальные тоже оценят ваше внимание к зрителям).

Второй прием - торможение через прерывание с жестом. Ситуация: у вас есть сторонник в зале (о, наконец-то!), но он не просто доверяет вам и поддерживает вас, он хочет еще и себе "минуту славы". Поэтому он постоянно сыпет шутками, вствляет «еще один забавный случай» по теме. Все хорошо, но вы рискуете выйти из графика. Что делать? Конечно, сразу прерывать его не стоит, дайте ему высказаться. Второй раз тоже потерпите. На третий раз дайте четко понять, что вам нужна краткость. На четвертый раз скажите: «Николай, вижу, что Ваш комментарий вновь на готове, но давайте вернемся к нему позже, я дам Вам слово ближе к концу/в перерыве/через 10 минут». При этом говорите четко, не вопросительно, смотрите ему в глаза и используйте открытый жест (как приглашение,  ладонь вверх по направлению к нему). Посмотрите, как это делал В. Соловьев в передаче «К барьеру» - образец для подражания слова и жеста! 

Третий прием - снова вовлечение - признание важности зрителя. Это бывает важно как по отношению к отдельному персонажу, так и к публике в целом. Дело в том, что аудитория - это своего рода единый организм. Неаккуратно высказался и обидел одного - аудитория все это видит и воспринимает на свой счет. Сделал хороший комплимент - аудитория в массе реагирует благосклонно. Важность зрителя можно признать следующим образом. Скажите: «Сегодня с нами Иван Иванович, который не даст соврать, что…» или «Замечу, что Петр Петрович, который в своей компании уже реализовал такое нововведение, сказал мне как-то…». Покажите, что вы в курсе, что человек сегодня в зрительном зале, что вы знаете о его заслугах или что вы цените его мнение. Не переборщите с комплиментами - здесь это лишнее. Вам нужно звучать констатирующе (хотя и не без толики пиетета). Назвав человека, сделайте жест в его сторону, пусть остаьные зрители поищут его глазами, подвигаются, переключат внимание. 

Такие простые советы, но сколько очков вы можете набрать, если будете использовать их. Для того, чтобы делать это грамотно, вам обязательно нужно знать, кто в зале, а еще лучше - пообщаться заранее (за 10 минут до начала) с кем-либо, чтобы потом использовать этот факт в своем выступлении. Возьмите в свое выступление эти три техники и попробуйте их в действии. Напишите мне об успехах!

Александр Яныхбаш, бизнес-тренер, основатель Let Me Speak

© Let Me Speak, 2015-2017
Школа с углублённым изучением мастерства презентаций

Пользовательское соглашение Terms of Service