Написать нам письмо
Форма авторизации
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.

Про зрительный контакт

Мифы и советы про eye contact.
Александр Яныхбаш для Let Me Speak
Сегодня принято иронизировать над теми, кто говорит на тренингах о подаче и о том, как жестикулировать или поддерживать пресловутый eye contact. Однако, полагаю, все видели таких ораторов, которые мнутся и жуют что-то себе под нос, «танцуют» на месте, словно у них в ботинке крупная песчинка, смотрят только на свои слайды. В результате на такого спикера смотреть не хочется, ощущается его то ли неподготовленность, то ли нервозность.
Они это называют аутентиченостью («это у него собственный стиль»). На самом деле это чистое отсутствие умения. Подаче нужно учиться и нужно уметь владеть телом во время выступления
В этой статье я расскажу о четырех мифах вокруг зрительного контакта и дам пять советов, чтобы вы могли себя проверить и потренировать самостоятельно.

Смотри и считай до десяти

Пожалуй, самый странный и безосновательный совет из всех, которые я слышал про визуальный контакт с аудиторией. Всегда хочется спросить того, кто это заявляет: если я до девяти досчитаю, зритель встанет с места и выйдет со словами «Ну, это ни в какие ворота не лезет: он до девяти считает, видишь ли…»
Во-вторых, как мне одновременно и говорить, и считать? Знайте, что люди не приходят посмотреть, как там вы поддерживаете eye contact, они приходят за вашими идеями и инсайтами. Переведем данный «миф» в конструктивный вариант: выступая, останавливайтесь на зрителях, не скользите по ним. Не нужно считать, важно просто сделать небольшую остановку. Не берите в руки секундомер! Попробуйте принцип «один человек — одна фраза», т. е. говорите до какой-то логической точки. Главное — чтобы возникло ощущение у обоих, что «есть контакт!»

Смотри только на того, кто кивает и улыбается

Ты волнуешься перед ответственным выступлением, выходишь к зрителям, осматриваешь зал и видишь друга/знакомого/или просто человека с дружелюбным выражением лица, который кивнул в ответ. В голове мысль: о, хоть кто-то будет слушать. И все свое внимание направляешь на него. «…Коллеги, с этим мы разобрались, переходим к другой части» — а сам смотришь только на «друга». Что будет с остальными, как думаете? Конечно, они отключатся. Если это не ваш план, то надо работать со всеми, кто есть в зале.
Дарите каждому свое внимание и свое выступление. Более того: смотреть на всех полезно потому, что мы взглядом распределяем фразы по зрителям: «Конечно, коллеги из ИТ-отдела не могут не возразить, что…» — в этот момент можем взглядом обратиться к айтишникам. Так мы будем держать всех возле себя. Смотрите на всех.

Смотри на лоб, между глазами

Этот совет любят давать люди, которые начитались разной псевдо-НЛП-психологической-бизнес литературы и теперь бравируют познаниями. Однако есть два ограничения у этого совета: 1) далеко не все любят, когда им смотрят в зону «третьего глаза», многие расценивают такой взгляд как вызов или пренебрежение; 2) далеко не всем видно, что вы смотрите именно в лоб, если вы выступаете на расстоянии или на сцене. Совет не работает.
Я бы рекомендовал смотреть, как вы привыкли это делать. Без фанатизма. Только сам взгляд должен быть дружелюбным, а не вызывающим. И добавлю: не заморачивайтесь так на этот счет, это перебор.

Смотри по траектории буквы "М"

Иногда этот совет работает. Особенно если речь про начало тренировок и формирование привычки. Есть люди (не удивляйтесь), которые тотально не привыкли смотреть на зал, выступают только для слайдов или ноутбука перед собой. Эту привычку нужно «выпрямлять» как раз советом про М-траекторию. Но важно не доводить движение до закономерности, которая читается из зала. Такой спикер будет выглядеть как робот, у которого прописан только один алгоритм. Когда привыкли обращаться к залу — прекращайте «М», будьте хаотичны и спонтанны. Не заморачивайтесь на этот счет.

Важно: помните про фланги и галерку!

Так мы устроены, что смотрим перед собой. При выступлении в большом зале у спикеров часто «выпадают» фланги и задние ряды — они попросту туда не смотрят. Что делать? Действие первое: вспоминать про фланги. Второе: повернуться корпусом на пол-оборота вправо, найти взглядом зрителей там, задержаться до какой-то логической точки и вернуться. Повторить то же в левую сторону. Если зал совсем большой, то можно подключить перемещения и сделать пару шагов к правой части зала, постоять там, потом вернуться к центру или в левую часть зала, которая тоже немного «остыла» и ждет вашего внимания. И «забрасывайте» взгляд назад, ведь там тоже вас ждут. Работайте с каждой частью зала.
Зрительный контакт — это три-в-одном. Первое — это диагностика. Вы понимаете, как идет выступление, как относятся зрители, понимают ли, не спят ли. Второе: вы ставите взглядом акценты в речи (совет № 2) - информация лучше воспринимается публикой. Третье: «магнит», то есть когда смотришь ты, то смотрят на тебя. Поэтому не стоит пренебрегать таким маленьким и, казалось бы, очевидным действием оратора. Тренируйтесь и смотрите на всех зрителей.
Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, презентационный консультант,
руководитель Let Me Speak