Три подхода к созданию
сценария презентации

Техники работы со структурой, проверенные
на сотнях выступлений
Вам наверняка доводилось бывать на скучных и затянувшихся выступлениях? Наверняка видели докладчика, который рассказывает об интересных вещах уныло и сумбурно? Знайте: корень проблемы лежит в области плохой проработки материала. И дело не столько в том, что спикер слабо владеет темой. Дело в отсутствии стройной, логичной структуры (по-другому это называется сценарием) выступления.
Именно из-за каши в сценарии и перегруженности материалом спикер выходит из тайминга. Из-за недостаточного видения своего рассказа (не слайдов, а именно рассказа!) он перескакивает туда-обратно с мысли на мысль, возвращается или пропускает какие-то части. Хорошо продуманный сценарий помогает не только раскрывать тему, но и следовать запросам аудитории: почему эта тема важна? Почему я должен слушать? Какие доказательства? Что делать далее? Эти вопросы в голове зрителя задают спикеру направление, линию повествования.
Как готовить сценарий? Какие есть методики и как не упустить важное?
Здесь мы не будем касаться того, что все должны знать: каждое выступление (презентация) состоит из трех частей, как и художественное произведение. Эти 3 части — вступление, основная часть и заключение. Каждая из частей решает свои задачи. Вступление — помогает аудитории понять, о чем будет идти речь и почему важно послушать эту презентацию. Основная часть раскрывает тему, здесь приводятся примеры, аргументация. Концовка нужна для подведения итогов и обозначения дальнейших шагов. Это, по идее, должны все знать. Но как расставить по этим частям свои идеи?
Сторибординг: метод мультипликаторов
«Сторибординг»

Одним из весьма надежных и простых методов является метод создания сториборда. Суть метода проста: мы берем стикеры, фломастер и поверхность (например, флипчарт). Затем задаем себе постой вопрос: «О каких трех-пяти вещах я бы хотел рассказать, чтобы раскрыть свою тему»? Вы кратко записываете свои идеи на стикерах и расклеиваете из на доске. Так вы определяете себе подтемы для вашей темы. Потом под каждым стикером вы клеите еще по 3−5 стикеров, на которых уже прописаны детали (опять же: кратко!) для каждого смыслового блока наверху. Такую операцию со стикерами вы проделываете для основной части (в ней, напомню снова, раскрывается тема и приводятся аргументы), для вступления и заключения. В результате ваши стикеры — это тезисный конспект вашего выступления. Очень удобно тем, что это наглядно, быстро и помогает запоминать информацию (особенно если добавлять пиктограммы на стикеры).
Метод «ментальных карт» (mind maps)
«Mind Maps»

Близкий родственник сториборду, посокльку также является «аналоговым» инструментом и задействует наше образное мышление и зрительную память. Фактически, вы идете по аналогичному алгоритму: спрашиваете себя «О каких 3−5 вещах я хотел бы рассказать?» и делаете ответвления от центральной идеи. На концах ветвей вы фиксируете основные фразы или рисунки-ассоциации. Далее дробите более мелко каждый смысловой блок. В итоге получится «солнце» (или нейрон — кому как больше нравится) с конспектом вашей речи. Подсказка: в центральном круге напишите не название темы, а месседж, то есть главную идею, которую вы хотите оставить в памяти зрителей. Рисуя ментальную карту, вы каждый раз будете возвращаться или начинать, отталкиваясь от своей центральной идеи. Еще подсказка: каждый луч рисуйте своим цветом и не бойтесь использовать свои условные обозначения (линии, пунктиры, стрелочки).
Линейная иерархия в Trello
«Trello»

Если вы привыкли к линейному мышлению, а творческие и рисованные техники вам не подходят, попробуйте сервис Trello. Ну, а если вы любите чек-листы и обожаете (как я) вычеркивать сделанное, то этот метод точно ля вас. К тому же вы убьете нескольких зайцев сразу. Итак, метод простой: в нем мы двигаемся по каскадному принципу. Создаем доску, называем ее как тему выступления. Далее создаем карточки. Создайте себе 5 карточек: первая — это вступление, вторая, третья, четвертая — середина, пятая — заключение. Открывайте карточку и придумайте ей название. Представьте, что вы пишете статью. У нее есть заглавие и есть подзаголовки. Название каждой карточки — это подзаголовок для какого-то отрезка вашего рассказа. Далее, внутри карточки создавайте чек-лист, в который выгружайте все приходящие на ум мысли для данного отрезка. Если нужно, вы сможете поменять местами какие-то пункты. То же самое проделайте с основной частью: пропишите подтемы на трех карточках, а внутри них создайте чек-листы с деталями, цифрами, фактами, то есть всем, что нужно отразить в презентации. Удобство метода в том, что помимо приятного и простого интерфейса вы можете прикреплять файлы, делать метки, ставить напоминания. И все это уже оцифровано и сохранено в памяти.
Если хотите освоить приемы построения сценария и работы с аудиторией,
приходите на открытые вечерние занятия в Школу Let Me Speak!
Итак, мы рассмотрели три инструмента для работы над сценарием. Два аналоговых и один цифровой, творческие и строгие — выбирайте на свой вкус. Конечно, чтобы разобраться во всех тонкостях сценарирования, нужна практика (а ее у нас в Let Me Speak много), а еще нужно выработать привычку, ведь, как мы знаем, с первого раза не все получается легко.
И ни в коем случае не стоит пренебрегать самим этапом работы над структурой. Как мы говорили в начале статьи, хорошо проработанный контент позволит вашим идеям быть услышанными.
© Let Me Speak, 2015-2017
Школа с углублённым изучением мастерства презентаций

Пользовательское соглашение Terms of Service