Советы как отвечать на вопросы из зала

Учимся работать с вопросами из зала и с... собой
Многое написано на тему страха публичных выступлений. Причин для его возникновения можно вспомнить массу - и психотравмы из детства, и боязнь, доставшаяся нам от предков, и заниженная самооценка... Однако есть, пожалуй, одна причина, которая не надумана, которая не требует научных изысканий для подтверждения (откуда мы знаем, чего боялись наши предки?). Её объективно можно "увидеть" в моменте презентации. Это причина, которая может перечеркнуть всё то хорошее впечатление, которое вы возводили 90% времени. Эта причина - вопросы из зала.
~
Мы считаем, что вопросы из зала - это расстрел.
Почему мы так боимся вопросов? Дело не столько во владении материалом или пресловутой уверенности, за которой так все гоняются. Ведь, казалось бы, ты - разбираешься в своей теме, у тебя есть знания и опыт, тебя пригласили рассказать. Ты готовился. И вдруг пасуешь... Дело в отношении к этому. В нас сидит неверное отношение к вопросу о вопросах. Мы считаем, что вопросы из зала - это расстрел. Мы воспринимаем вопросы как экзаменовку. Почему-то нам кажется, что мы обязаны ни в коем случае не говорить "нет" или "не могу ответить".

А не пробовали ли вы рассмотреть ситуацию "вопрос-ответ" под другим углом? Что, если посмотреть на это как на рабочую встречу, как на дискуссию? Просто прислушайтесь, как много вопросов звучит на наших рабочих планерках. Почему? Чтобы докопаться, чтобы разобраться. Не чтобы проверить или подставить, закричав: "Ага-а-а, вот ты и прокололся, дружочек, вот тут ты не пра-ав, за что тебе только босс платит?!" Вопросы из зала (если они без подтекста, провокации или агрессивного наезда) - это способ получше разобраться и вникнуть. Да, возможно, что-то было вами сказано не совсем понятно. Но, повторюсь, это не повод посыпать голову пеплом. "Минуточку, давайте поясню, дело в том, что..." - вполне нормальная реакция на вопрос. А не бегство или атака. Итак, первое, что хочется посоветовать - посмотрите на вопросы и ответы по-новому. Помните: вы - не на экзамене, где должны по "правилам игры" знать ответы (к тому же вопросы вам выдавали заранее). Это общение и поиск лучшего понимания (что кстати полезно для обеих сторон)
~
Для заявления о незнании ответа потребуется немного смелости,
но это всяко лучше, чем юлить
Бывают, разумеется, ситуации, когда вопрос "неудобен" и мы не можем на него ответить сразу. Вот некоторые подсказки, как это сделать мягко и не в ущерб репутации, за которую мы печемся.

Скажите открыто, что не знаете ответ. Да, примерно так: "Знаете, я прямо сейчас затрудняюсь дать ответ". Но помните, что вешать долгую паузу после этой фразы не стоит, а лучше переходите к предложениям. Например, попросите время на изучение вопроса и дайте обещание ответить позже ("Если вопрос стоит остро, я могу поискать информацию и дам Вам ответ завтра. Устроит?") Вы можете передать данный вопрос эксперту, если такой имеется в зале. ("К сожалению, я затрудняюсь с ответом в силу моей иной специализации, но я бы переадресовал вопрос Ивану Иванычу, который отвечает в нашей группе как раз за эту сторону проекта..."). В ряде случаев можно попытаться поразмышлять вслух, приглашая к комментариям зрителей ("Вы знаете, я сам точного ответа не знаю, но могу начать размышление вслух вместе с вами, чтобы разобраться"). Для заявления о незнании ответа потребуется немного смелости, но это всяко лучше, чем юлить.
~
Ни в коем случае не поддавайтесь. Этого только и ждут.
Страх возникает тогда, когда ты не уверен в успешном исходе ситуации. Ты не знаешь, какие вопросы зададут и ответишь ли на них. Ты не знаешь, будет ли все гладко или в зале заведется "тролль". Как раз в отношении троллей и хочется добавить видения (или пред-видения) ситуации.

Любой тролль преследует цели показать себя и выбить из колеи другого, чтобы возвысить свой статус. Не получить информацию, разобраться и вникнуть. Если вы понимаете, что звучащие с эмоциональной окраской вопросы задаются не информации ради, а внимания для, вот три подсказки. Первая: ни в коем случае не поддавайтесь. Этого только и ждут. Спо-кой-но. Отвечаем коротко на поставленный вопрос. Вторая: знайте, что с момента начала провокаций аудитория следит "кто кого". Это не значит, что они на его стороне. Но если вы один раз ответили спокойно, второй раз не вышли из колеи, третий раз не отреагировали на выпад, после четвертого часто аудитория начинает "шикать" на тролля. Они с радостью будут за вас. Все видят, что вы не ловитесь на эти крючки. Третий совет: не бросайтесь обижаться и принимать на свой счет. Да, жизнь оратора бывает не сахар. Но кто там его знает, что случилось у этого зрителя. Все же люди и всем свойственно иногда перегибать палку. Возможно, у него ребенок болеет, а его заставили сидеть на презентации лишние полтора часа. Вот он озлоблен и пытается ускорить процесс. Вы ни при чем. Спо-кой-но.
~
И помните, что вопросы - это дополнительная возможность продлить свое выступление, продолжая доносить свой message, продвигая свои идеи. Пусть вопросов и возможностей будет больше!

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер
© Let Me Speak, 2015-2017
Школа с углублённым изучением мастерства презентаций

Пользовательское соглашение Terms of Service