Я решил провести исследование. Цель — понять, что должно быть в тренингах по навыкам презентаций и выступлений, а что — лишнее и решительно стоит отказа. Так я могу ускорить прогресс у своих клиентов, сэкономить время ради более сложных тем и техник, сделать максимально практичным своё обучение.
Были собраны эксперты из отрасли обучения, которые занимаются презентациями. Каждый отвечал на вопрос: какие навыки должен иметь спикер, чтобы проводить презентации/выступать публично максимально результативно.
Сделаю несколько оговорок. Первая: интересны именно умения, а не личностные качества. То есть то, что можно увидеть в поведении, «пощупать», измерить.
Вторая оговорка касается критериев эффективной презентации: приводит к достижению поставленной цели; вызывает интерес аудитории; вызывает запланированную положительную обратную связь; несёт новую информацию; зритель понимает материал; убедительная и конкретная; мотивирующая на изменения.
В ходе сортировки ответов было очерчено 4 группы умений, в которых легко видеть своеобразную «процессность». Первая группа ответов явно касалась умения работать с материалом презентации и структурировать его (примеры: умение выделять смысловые части, умение завершать презентацию, умение использовать аргументы и приводить примеры и быть неголословным и т. д.). Вторая группа содержала версии про навыки работы со зрителем (удержание внимания, ответы на вопросы) и подачу спикера (владение голосом, телом, умение поддерживать визуальный контакт). Следующая группа содержала ответы, касающиеся навыков визуализации информации (дизайн и оформление слайдов, работа с флипчартом, скрайбинг и тд). И, наконец, четвертая группа связана с самонастройкой и умением организовать сам процесс подготовки к выступлению. Ниже - топ-11 умений.