Написать нам письмо

Три полезных вопроса, которые нужны сторителлеру

Александр Яныхбаш для Let Me Speak
Сторителлинг как искусство передачи историй доступен каждому и используется всеми. Мы воспитаны на историях, а именно на сказках, через которые познавали этот мир. Присмотритесь и вы увидите, что мы постоянно прибегаем к историям, чтобы что-то объяснить или подсказать. Мы — сторителлеры-по-умолчанию.
Но иногда бывает, что вспомнить историю не так-то просто. Или наоборот: есть какой-то ценный случай, которым нужно поделиться, но мы упускаем важные детали или акценты. Как этого избежать?
Помогут три вопроса для самопроверки.

1. ЧЯХС

Четко понимайте, зачем вы рассказываете историю. Спросите себя: «Что Я Хочу Сказать?» Если в ответ приходит что-то невнятное и пространное, то это «вымученная история». Если в ответ рождается лаконичная формулировка в духе «Я хочу, чтобы люди перестали мусорить в лесу» или «Я хочу, чтобы люди начали есть кашу по утрам» — самое оно! Это — ваш Message, ваша главная идея.
СОВЕТ
Совет: некоторые истории можно заканчивать проговариванием этой мысли: «Поэтому, коллеги, я хочу, чтобы все вы обязательно, каждое утро если кашу…»

2. Личный опыт

Поняв свой посыл, спросите себя: «Когда / как я сам отчетливо это понял?» («это» = ваш message). Так вы начнете инциировать воспоминания, а сознание подкинет вам случай, который «оголил» какую-то идею или дал вам важный жизненный урок. Люди охотнее верят, если им не просто говорят «делай так», а показывают это на личном примере и через свой собственный опыт. Конечно, может и не найтись личной истории. Выдумывать и врать не надо — это чувствуется. Возможно, в голове всплывает пример друзей или родственников, который тоже доносит вашу идею — берите его в работу.

3. Иносказания

Зная «ЧЯХС», спросите себя: «Где есть метафора этого? В какой сказке или притче можно найти такой же вывод, который я хочу донести?» Не всегда можно найти что-то произошедшее в реальной действительности. Однако человечество накопило огромный багаж притч, легенд или сказок, которые тоже способны нас чему-то учить или предостерегать.

Один мой клиент однажды готовился к мотивирующей речи, в которой главной идеей было «объединение, а не разрозненность». Другими словами, нужно было подчеркнуть важность единой команды. Решение было найдено: в специальный момент выступления нужно было сделать отсылку к сказке «Репка», в которой моралью и является идея сплоченной команды. Эффект получился, спикер усилил свои слова и остался доволен принятием аудитории.
Используйте эти простые вопросы, чтобы найти свою историю и сделать ее воздействие на слушателей более концентрированным и эффективным. Для практики навыков рассказика приходите на наши мастер-классы! Успехов!
Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, презентационный консультант, к.псх.н.
www.yanyhbash.ru