Написать нам письмо
Форма авторизации
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Неудобная правда:
Почему вам не нужно
выступать в стиле TED
— Здравствуйте. Нам предстоит годовая конференция, у нас будет 10 спикеров и их надо подготовить к выступлениям в стиле TED.
Это приходится слышать регулярно, и чем дальше, тем чаще этот запрос вызывает боль. В этой статье я расскажу о четырех причинах, по которым вам не стоит проводить презентации своих спикеров или выступать самостоятельно «в стиле TED».
!
Disclaimer: в названии статьи значится «неудобная правда», потому что некоторые пункты кому-то будет сложно признать в отношении себя, у кого-то возникнет протест, у кого-то — обида, но кто-то обезопасит себя от двойной и малоэффективной работы в будущем. И второе: я обожаю TED, готовил к TEDх и написал книгу, где много ссылаюсь на TED, и надеюсь, что читатели не просто смотрели пару видео, а понимают ценность формата.
1. Не в ту цель
Самая, на мой взгляд, главная причина, почему не стоит выступать в стиле TED, заключается в несовпадении целей выступлений. Однако давайте отмотаем еще немного назад, к исходным задачам.
Обычно клиенты готовятся проводить не единичное выступление, а серию презентаций. Чаще всего это какое-либо корпоративное мероприятие. Такие конференции преследуют разные цели.
Клиентские или партнерские конференции:
Основной целью имеют продажи в самом широком смысле. Компания-хозяйка хочет поддержать лояльность клиентов, рассказать о новых продуктах, пообщаться с ключевыми клиентами/партнерами в неформальной обстановке (именно поэтому часто такие конференции проводятся на природе, вдали от города и поближе к бане или грузинским винам). Еще раз: цель — продажи.
Итоговые / годовые собрания:
Здесь цель заключается в подведении итогов. Как правило выступают ключевые сотрудники, руководители департаментов, которые рассказывают о достижениях, трудностях и результатах отчетного (уходящего) периода. Ставят публично задачи на будущее. Важно: я лично искренне считаю, что даже отчетная презентация «продает», она продает выводы и даже рекомендации на будущее. Но только в случае, если сам спикер так видит миссию, что редкость. 95% отчетных презентаций посвящены прошлому, а не будущему. Они просто констатируют: было вот это и это, сделали то и то, получили вот столько, надо еще вот столько.
Теперь что значит «не в ту цель». Это именно про второй тип мероприятий: когда планируются отчетные по своей сути презентации, не надо их нанизывать на TED-стиль (чуть ниже я еще про сам стиль/жанр расскажу). ТЭД изначально призван вдохновлять, а отчет не про это в принципе. Вдохновляющие речи иногда — признаемся — приукрашивают действительность и будущее, а отчетным выступлениям это противопоказано. Цифры, графики, KPI — кого это вдохновляло, давайте посмотрим правде в глаза? Если ваши презентации про «как мы сделали свою работу хорошо» — это не ТЭД.
2. Просто модно. На самом деле TED ни при чем
Прямо скажу (опять неудобная правда): выступить «как-будто-на-TED» хочется, чтобы потом предъявить это окружению. На самом деле спикерам нужно просто выступать хорошо. Серьезно! Название «TED» тут ни при чем.
Что люди понимают под «в стиле TED»? Глядя на видео с конференции, они видят хорошо говорящего спикера, привлекательного, которого хочется слушать. Они не видят, что человек на сцене бубнит и мнется, как он читает со слайдов или запинается. Он подготовлен. Вот что на самом деле нужно заказчику!
Многим спикерам банально не хватает опыта и практики выступлений, не хватает навыков. Решение простое — провести тренинг и отрепетировать их выступления перед конференцией с тренером.
Поэтому вывод: не стоит слепо следовать за модой на стиль. Вероятно, спикерам просто нужно прокачать навыки и помочь с подготовкой, чтобы у них появилась присущая TED'у легкость и привлекательность.

3. Ideas worth spreading
Идеи, достойные распространения — слоган конференции. Именно это лежит в основе и является ключевой ценностью TED-выступлений. Все выступления объединены тем, что спикеры рассказывают о чем-то сокровенном, важном, прорывном, о чем-то, что делает или сделало их жизнь другой, что способно изменить мир. Пафосно, но это снова правда. Без нее выступление будет не выдающимся, а пустым и обыденным. Возьмите топ-20 просматриваемых выступлений и увидите, что все они содержат какую-то Большую идею.
Вернусь к первому пункту, где приводил в пример два типа конференций, — отчетные и клиентские (партнерские). Именно вторые вполне способны содержать такой компонент, как Большая идея. Она может касаться нового продукта, нового метода или технологии. Я не имею в виду рекламу в презентации — это уже «не-ТЭД». Я про идеи о будущем и про изменения, про какие-то привычки и взгляды. Когда спикер от всей души и со всей страстностью говорит о предмете презентации — это похоже на TED. Когда он не может молчать и хочет поделиться Большой идеей — это похоже на TED. В противном случае — загляните внутрь себя и, положа руку на сердце, примите решение не создавать что-то ТЭДоподобное.
CASE: в компании Social Discovery Ventures проводятся мероприятия, где происходит обмен опытом, «фишками», инсайтами. Сотрудники постарше, сделавшие себя, учат коллег помладше. Вспоминается месседж одного из ТОП-руководителей: «Не спешите бросаться выполнять задачу. Выждите, спросите, зачем она». Отличная мысль, которую развивает в своем 15-минутном выступлении директор. Отличная мысль, достойная распространения и… TED-стиля.
4. Культура компании не готова к формату
Увы, приходится констатировать, что многие компании в массе своей бывают не готовы к TED-стилю. Не готовы как спикеры, так и зрители.
Спикеры.
Как я отметил выше, прежде всего должна быть Большая идея. Далее нужно самому быть готовым говорить откровенно, иногда прямо, иногда интимно, иногда — неформально. Не хочу называть бренды, но представим себе какую-нибудь компанию, где и стиль коммуникации сложился по объективным причинам сухой и формальный, и иерархия в организации является незыблемой ценностью, и степень серьезности, которая должна быть отражена на лицах сотрудников, зашкаливает. Все это «не бьется» с тем, что предполагает ТЭД: легкость, откровенность, креативность. Если спикеры выходят докладывать, а не рассказывать — это не будет ТЭД-стилем. Прислушайтесь к речи коллег: если они говорят «Я пойду прочитаю презентацию» — это тоже знак. Читают стихи, книги и рэп. Презентации проводят. Это совершенно другой стиль коммуникации. Рассказывать, а не рапортовать.
Зрители.
Примерно по той же причине и зрители не бывают готовы к разговорному жанру. Они говорят «Чего это за цирк» или «У нас так не принято». И как бы не был прогрессивен эйчар, как бы не хотелось руководству по-новому провести очередную конференцию, TED не зайдет по культурной причине. Увы.
Резюмирую. Не стоит навязывать TED-стиль там, где он не нужен в принципе, если формат мероприятия немотивирующий и непросветительский. Или там, где люди пока не готовы говорить без канцеляризмов. Или где сам контент не предполагает глобальные сдвиги.

Вместо обращения в свою веру (заказчики, любимые, я с вами солидарен на 100% и тоже мечтаю, что спикеры будут выступать увлекательно и легко!) давайте просто уделять внимание качественной и заблаговременной подготовке спикеров к мероприятию!
Вот мои три «показания к применению» TED-стиля в презентация
1
По формальному признаку: если предстоит внутреннее мероприятие, куда съезжаются раз в год со всей страны или мира. Где однозначно будут не только отчеты, а искренние выступления, где первые лица будут вдохновлять коллег и поддерживать дух (если надо). В качестве примера приведу два мероприятия, где я готовил спикеров как раз к TED-стилю (и у нас получилось!): ежегодный глобальный региональный слет в HH.ru и Неделя развития талантов в IKEA, где сотрудники рассказывают своим коллегам о том, что им поможет в работе, о каких-то своих лайфхаках, о своих историях карьеры. Чувствуете мотивационный потенциал?
2
Клиентские (партнерские) конференции, то есть внешние мероприятия, цель которых «влюбить» или показать себя. НО: важно, чтобы это была не реклама, а уклон в контенте был в сторону зрительской пользы. Если презентации хотя бы на 15 минут сделают ваших зрителей умнее в чем-либо, подскажут как они смогут решать встающие задачи более эффективно, то зеленый свет. Спросите себя: «Что полезного или нового я расскажу?» Такие, например, проводит компания S7 и многие-многие другие из ИТ, ритейла, автобизнеса для топовых B2B-клиентов.
3
Если есть идея, которой невозможно не поделиться с большим количеством людей. Эта идея может касаться как внутренних процессов, так и даже нерабочих вопросов. Главное — это внутренний запал спикера. Если он горит, температура его презентации будет высокой, и это будет ощущать весь зал. Часто такие презентации можно встретить или в стартап-мире, или внутри корпораций, где запущены инновации и сотрудники создают свои собственные проекты-детища, от которых горят глаза.
Желаю каждому иметь такую тему — повод выступить найдется!
Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, презентационный консультант,
руководитель Let Me Speak