Написать нам письмо

Приемы ораторского искусства

Нет ничего лучше, чем проверенные временем и тысячами людей практики. Я имею в виду классические риторические приёмы, большинство которых известны еще со времен Аристотеля и Сократа. Хочешь, чтобы про тебя сказали «он красноречив» - используй их, а я расскажу о том, какие приемы люблю применять и почему они работают.

Для чего нужны риторические приемы?

Самое главное, чего позволяют добиться эти классические техники, заключается в акцентировании и усилении мыслей. Если вам нужно что-то подчеркнуть, выделить главное, заставить людей задуматься и прочувствовать ваши слова - риторические приемы вам в помощь. Вспомните, как этим умело пользовались великие ораторы современности - Черчилль, Кастро, Тэтчер. В их речах масса ораторских приемов и техник. Их речи будоражили тысячи людей, они цитируются до сих пор.
«Внимательный читатель заметит, мол, Александр, ты же везде говоришь, что ораторы остались в прошлом и все это устарело, а теперь сам нас учишь этому. Да, сам подход к выступлениям, а именно "выступление в виде монолога" с высокопарными речами, без вовлечения, царивший в стародавние времена, устарел. Но сами приемы, сами действия спикера легко могут найти себе место в новом формате интерактивных презентаций».

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер
Больше других я люблю три приема:
метафора, история-в-конце и триада (и это логично)

1
Триада - самый простой и, пожалуй, один из самых мощных ораторских приемов. Мир, труд, май. Быстрее, выше, сильнее. Пришел, увидел, победил. Все это - триады. Они легки для восприятия, для запоминания, красивы «в упаковке» (опять три довода!). Триадой может быть не только три слова, но и три фразы («Счастье — это когда то, что вы думаете, то, что вы говорите, и то, что вы делаете, гармонирует друг с другом», Махатма Ганди).

Где триады применяю я? Например, во время проблематизации в начале мастер-класса, когда нужно показать группе важность обучения. Я описываю ситуации, где неумение выступать перед публикой оборачивается проблемами или рисками. И просто привожу три разных иллюстрации-проблемы. Это помогает усилить эффект и шире охватить аудиторию.
2
Метафора - это 2-в-1: с одной стороны, это красивая «упаковка» идей, добавляющая очков спикеру, а с другой стороны, удачная метафора помогает оратору легче донести мысль через аналогию, иносказательно. Мы - тренеры - зачастую специально ищем метафоры для более простого и наглядного (и «якорного») объяснения. Вот пример: «Сидеть на краю стула». Это о том, что в английском языке фраза «Sitting on the edge of the chair» используется при обозначении чего-то очень интересного. Вот и мы учимся проводить такие презентации, чтобы наша аудитория сидела на краю стула. Красиво? Вполне. Понятно о чем речь? Да.

Другие примеры: "скелет презентации" - про структуру и план, "анатомия слайда" - про элементы, из которых состоит слайд, "линия огня" - про вопросы из аудитории.
3
Дискуссионный вопрос, стоит ли приписывать сторителлинг к риторическим приемам, но я сошлюсь на Аристотеля, который говорил про логос, этос и пафос (воздействие словом, силой характера и эмоциями). В истории в большей степени мы опираемся на эмоции, передавая аудитории определенный message, поэтому будем считать, что истории - это риторическая техника.

Почему историю я люблю рассказывать в конце? Потому что хочу оставить эмоционально заряженное послевкусие, потому что люди любят слушать истории/байки - включается внимание, и потому что самое время в конце презентации или тренинга добавить немного интимности. Истории справляются с этими задачами лучше всего. Обычно под конец выступления я рассказываю историю о своем видении того, что помогает людям развивать презентационное мастерство. Простая маленькая история из личного опыта. Но всегда важно помнить, что историю рассказывать нужно не ради рассказа, а для передачи основной идеи, морали. Если её нет, история окажется не в тему.
Если вы применяете хотя бы один из этих приемов неосознанно, вы на верном пути! Но важно уметь пользоваться этим инструментом и не забывать о нем в нужный момент. Триадам мы уделим внимание на сентябрьской встрече Клуба. И помимо них мы изучим еще два других риторических приёма, чтобы сделать ваши презентации более образными, живыми и акцентированными (опять получилась триада).